Размышления о целостности в тайцзи-цюане 3

Материал из РЕГИОНАЛЬНЫЙ САЙТ ШКОЛЫ ВИКТОРА СЯО. ЧЕЛЯБИНСК. КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ.

Перейти к: навигация, поиск

Vk thumb.png Youtube.png

Тайцзи — Душа Ушу (Июнь 2016 года)

«Размышления о целостности в тайцзи-цюане», или
«О целостном подходе. Наброски»

Часть 3


Виктор Сяо (Сяо Вэйцзя)

Авторский перевод


Малые истины и большая истина

(Частные истины и общая истина)

Каковы взаимоотношения между целым и частным? С высоты "недвойственности" в корне не существует разницы между целым и частным, большим и малым, когда всё недвойственно, то там нечего обсуждать.

А ниже "недвойственности" в нашем "двойственном" (дуальном) мире, первая величайшая истина — это Гармония. Гармония означает, что мы опустились ниже недвойственности и поместили себя в двойственность, и она означает гармонию любой двойки (пары). Такое гармоничное взаимодействие двойки (пары) регулируется таким посредником (медиатором) как тайцзи, оно же создает "взаимопомощь и взаимное дополнение" инь-ян. И лишь на этой основе появляется возможность противостояния и борьбы инь-ян (противоположностей). Поэтому борьба является второстепенной, её предваряет гармония. Гармония —это основная платформа, без которой и бороться-то негде было бы, так же как негде было бы перебирать ногами без почвы под ними. Гармония — это материнская утроба и колыбель нашего рождения, а также существования космоса и нас самих. Иными словами, мы в первую очередь продукт Гармонии. Борьба появляется позже, и если существует рациональная (разумная) борьба, то это лишь борьба за восстановление Гармонии; и идеальный способ борьбы, может быть, способ, использующий гармоничные средства, то есть растворение и нейтрализацию. Везде, где возможно, лучше использовать способы нейтрализации конфликтов на благо всем, а не развязывать борьбу, в которой создаются взаимные помехи и препятствия, наносящие урон и поражение всем сторонам конфликта.

Пропитанные двойственностью мы сами, наша жизнь, разные страны мира, различные экономические системы на земном шаре, все поголовно в процессе своего развития также стремятся к гармоничной целостности. Присущая Китаю идея "единства Неба и человека" требует от человеческого общества реализации глобальной гармонии с природой и вселенной, целостной гармонии. Это не только мечта древних китайцев, это также мечта всего человечества. Почему мы говорим, что это мечта? Потому что никто не будет опровергать, что это пока еще мечта, ибо это вечный общечеловеческий зов, идущий из недра наших душ. Иными словами, человечество взывает к собственной гармонии и гармоничному миру. Это говорит и о том, что выдвинутая Китаем ориентация на гармоничное общество и гармоничный мир не случайна. И она представляет собой наивысшую мудрость китайской традиционной культуры. Мы называем это мечтой ещё потому, что мы ещё очень далеки от обретения гармонии, и ее осуществление требует от нас длительных и непрестанных усилий. А ещё больше потому, что гармония — это великая космическая и мировая истина, требующая всеобщего подчинения. Именно поэтому идея гармонии должна быть включена в общечеловеческие ценности.

Между большой целостностью и её составными отношения внешне выглядят так: малое подчиняется большому, а уж затем большое "заботится" о малом; малое, если не отвечает принципам целого, то оно вынуждено отрегулироваться до соответствия целому, лишь после этого оно получит ту "заботу". Это то, что в китайском быту звучит как "малые истины подчиняются большой" (при условии, что здесь восстанавливается исконный смысл этой фразы, искажающийся в нынешнем интернете); и то, что в китайском быту звучит как "если ты нарушаешь гармонию, то будешь гармонизирован" (также не то, что в интернете проговаривается как несправедливое "гармонизирование"). Это даже будто подтверждает и Лао Цзы: "Небо и Земля лишены сострадания ко всей тьме вещей, которые для них подобны соломенному чучелу собаки (которое используется при жертвоприношениях вместо людей или животных)". Это значит, что если мы не будем соответствовать принципам Неба и Земли, то будем ими уничтожены. Но при таком внешнем подходе ни в коем случае нельзя забывать, что мир в своей сущности не двойственен, и что даже самое малое звено может приобрести решающее значение и привести к крушению всего целого (припомним эффект мотылька). Любая составная, не получив должной "заботы", не даст образоваться целостности. Для понимания этого, искусство тайцзицюаня (тайцзи-цюаня) предоставляет огромное количество примеров. Похоже, что между большими и малыми истинами тоже существует взаимодействие, они тоже взаимо-перетекаемы и тоже должны находиться "во взаимопомощи, взаимном дополнении". Это и есть то, что называется "индуктивными взаимоотношениями Неба и человека", они тоже двунаправлены. Мы сейчас недостаточно сознательны. Как каждая личность, так и все поголовно, лицом ко всей вселенной и большой природе, мы не в состоянии найти эту общую целостность. Нарушение объективных законов ими же карается, теоретически в этом нет разногласий, в реальности же мы внутри и внешне конфликтны, противоречивы, и на этом изнашиваемся. Если мы, потеряв разум в погоне за наживой, вечно будем так конфликтовать, то в худшем случае это приведет нас к самоуничтожению. Может быть, средства гармонии дадут нам более идеальный выход ко всеобщему спасению.

А теперь вернемся назад и еще раз спросим себя, так почему же нам нравятся идеи тайцзи и тайцзи-цюань? Может быть не совсем потому, что в них кроются боевое гунфу и техника яншен (пестование долголетия). Ведь на самом деле для боевых навыков хватает и нескольких месяцев, а для укрепления здоровья хватает и ежедневной часовой ходьбы ускоренным шагом. Почему же люди тратят так много времени и сил на старательное и кропотливое изучение тайцзи-цюаня? Возможно, очень многие не смогут на это ответить. Но если подсказать ответ, то он сможет пробудить в нас более глубокие ощущения и подспудное сознание: да потому, что в практике тайцзи-цюаня находит отклик глубоко таящийся в наших душах вечный зов к гармонии; а еще потому, что такая практика наводит нас на непосредственное переживание гармонии и приближает нас к ней. Недаром Ван Юнцюань, подводя итоги, говорил, что "В полном комфорте тела и души кроется основное правило всех методов". Переживание, ощущение и открытие для себя такой гармонии души и тела создают особый неосознанный соблазн. И, возможно, что именно он еще сильнее мотивирует и увлекает практикующих тайцзи-цюань, чем реальная выгода от яншен и техники единоборства.

Обычно в мире слово гармония носит некую абстрактную идеальность; в Китае же тайцзи, представляющее гармонию, это системная теория гармонии и ее практическое изучение, с присущими им методами и содержанием. Это закономерность, которую открыли, всесторонне исследовали и по-своему выдали древние ученые. Учение тайцзи здесь уже не просто мечта, а своеобразно обобщенный предмет и его применение со своей собственной методологией, и оно уже инструментально применимо (конечно, оно требует переосмысления и интерпретации для современного человеческого сознания). Мы уверены в том, что сущность и методы гармонии тайцзи рано ли, поздно ли, будут восприняты современной наукой; и в том, что как только идеи тайцзи вызовут к себе повышенное внимание всех интеллектуалов мира и вольются в сферу современной науки, то общечеловеческое сознание и наша наука получат возможность развернуться в более, чем ныне, идеальном направлении.

Наши предки-китайцы, преследуя гармонию, вышли на тайцзи. Другое дело, что в прежних материальных и общественных условиях, оно не смогло реализоваться. Но древние умы всё-таки уже обнаружили, что оно — величайшая сила в нашем мире. Поэтому, если человечество овладеет теорией гармонии и ее практикой и выйдет на ее путь, то появится намного больше надежды на создание гармоничного мира.

Хорошим выходом для каждого из нас будет движение вперед в состоянии гармоничного динамического равновесия, ведь созидание гармоничного мира требует гармоничных людей, ибо только такие смогут его создать. Высокий уровень теоретического полета, которому нас учит тайцзи-цюань, направляет нас на то, чтобы мы в предельной мере отказались от жестокости и научились "побеждать без боя". То есть чтобы мы решали проблемы не путем насилия, а за счет силы гармонии, ее бесконечно возрастающей прочности и помехоустойчивости. Мы можем использовать средства гармонии и ее динамического равновесия для пресечения возникновения насилия. Когда насилие чувствует беспомощность перед гармонией, тогда оно вынуждено самостоятельно развооружаться. Это и есть путь тайцзи-цюаня, а также и путь, по которому может пойти будущий гармоничный мир. Наша страна на нынешней мировой сцене делает попытки именно в этом направлении. По моим ощущениям современный Китай проявляет беспримерный в истории дух тайцзи, и я считаю это очень перспективным. В этом отношении вклад Китая в мировую культуру сможет проявить всё большие и большие преимущества. Люди, жаждущие мира, в борьбе за него, поднявшись на высоту такого полета и оглянувшись с него, даже при нынешних политических и экономических системах мира, их порядках, их внутренних правилах игры и за их пределами, смогут использовать стратегию и тактику тайцзи-цюаня и "проявлять чудеса, используя смены выпадов напарника". В тайцзи-цюане существуют такие крылатые фразы, как "ты по-своему, а я по-своему", "не смешивать свои силы-цзинь с силами-цзинь напарника", "одолеть твердое мягкостью", и т.д., и т.п. Так можно будет дать нашему миру проделать огромный шаг к целостной гармонии.

В нашем ежедневном быту мы тоже можем следовать зову гармонии. Например, решать бытовые проблемы тихо и мирно — это культурный способ. Возникла проблема, так ссориться тут мужу с женой, или сесть и мирно договориться? Тут совершенно противоположный выбор, и он приводит к разным результатам. Ссора — это уже насилие, пусть самого низкого уровня, но ведь за ней можно пустить в ход и руки. На самом деле психическая атака — это тоже насилие, и тоже приводит к плохому. "В гневе нет правды", даже если во всем, что ты говоришь, присутствует истина. Ведь если душевное состояние неправильное, если оно уже нарушило гармонию, и мы фактически изливаем гнев, то что бы мы в этот момент ни говорили, всё становится бессмысленным. Поэтому, когда мы сердимся, то лучше всего промолчать. "Одной ладошкой не хлопнешь", когда один ворчит, а другой не реагирует, поссориться уже трудно. А когда все успокоятся, любые проблемы уже решаются мирно. В состоянии гнева муха превращается в слона; пришло умиротворение — то, что казалось чрезвычайно важным, оказывается мелочью. Советую всем научиться решать бытовые проблемы тихо и мирно. Попробуйте!

* * *

Всё это мои некоторые размышления на сегодняшний день. Я выдаю их на обсуждение и совсем не требую обязательного согласия со мной. Я делюсь с вами своими соображениями, правильны они или нет — ещё требует дальнейшей проверки, перепроверки и коррекции. Если вам интересно, будем продолжать исследование вместе.


На основании Новогодней беседы 2016 года, расшифровал Чэнь Маоцзе, Виктор Сяо внес дальнейшие поправки.




из журнала "Тайцзи — Душа Ушу", июнь 2016 года



Сообщите о нас друзьям в Вашей социальной сети и мы будем БЕЗМЕРНО рады!


©  Студия Тайцзи Виктора Сяо, 2008—2021
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.